+7 (966) 145-06-86    г. Москва ул. Костякова дом 6/5

Юридические услуги адвоката в Москве

Подробнее

Главная / Статьи / Адвокатура времен СССР

Адвокатура времен СССР

Адвокатура времен СССР

Адвокатура времен СССР. Статья из цикла развитие адвокатуры в России.

Значительные изменения в организации адвокатуры произошли в советском государстве. Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) 24 ноября 1917 г. принял Декрет «О суде» N 1, упразднивший судебную систему России и адвокатуру. Интересы личности в суде был вправе представлять любой человек, обладающий всеми гражданскими правами и неопороченный.

Народный комиссариат юстиции 19 декабря 1917 г. издал Инструкцию «О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний». Революционные трибуналы создавались в каждой губернии и в городах с населением более 200 тыс. человек. Инструкция предусматривала, что судебное следствие в революционных трибуналах должно было происходить с участием обвинения и защиты. В соответствии Инструкцией создавались коллегии общественных обвинителей и общественных защитников. Прием в коллегии производился по рекомендации местных Советов.

Декрет «О суде» N 2 от 7 марта 1918 г. установил: «При Советах рабочих, солдатских и крестьянских депутатов учреждается коллегия лиц, посвятивших себя правозаступничеству как форме общественного обвинения, так и форме общественной защиты. В эту коллегию поступают лица, выбранные Советами рабочих, крестьянских депутатов. Только эти лица имеют право выступать в суде за плату». Декрет предписывал, чтобы члены коллегий правозаступников избирались и отзывались Советами. Каждый обвиняемый был вправе приглашать себе защитника либо просить суд о назначении ему правозаступника. На основании Декрета «О суде» N 2 местные Советы издавали Положения о коллегии правозаступников.

В соответствии с принятым 30 ноября 1918 г. ВЦИК Положением «О народном суде РСФСР» коллегии правозаступников были переименованы и стали называться «коллегиями защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе». Члены данных коллегий признавались государственными служащими и получали оклад в размере, назначаемом судьям народных судов. Положение от 30 ноября 1918 г. значительно ограничило участие защитников в уголовном судопроизводстве. В судебном разбирательстве участие защитника стало выборочным, а не обязательным. Судьи были вправе не допускать защитника в суд с целью представления интересов клиента, за исключением случаев, когда уголовное дело рассматривал суд с участием шести народных заседателей или когда по делу выступал государственный обвинитель. Контроль за деятельностью коллегий защитников осуществлялся губернскими отделами юстиции.

В 1920 г. коллегии правозаступников были упразднены. Оказание юридической помощи осуществлялось в соответствии с Планом привлечения адвокатов к трудовой повинности, утвержденным Третьим Всероссийским съездом работников юстиции 29 июня 1920 г. План предусматривал создание системы периодического привлечения юристов, работавших в частных или государственных учреждениях, к ведению дел на основе обязательной трудовой повинности.

Новая экономическая политика (НЭП) обусловила спрос на квалифицированную юридическую помощь, для чего работников отделов юстиции и отдельных юристов, действовавших в порядке трудовой повинности, было недостаточно. В этих условиях встал вопрос о создании профессиональной адвокатуры.

На III сессии ВЦИК 26 мая 1922 г. было утверждено Положение об адвокатуре, а 5 июля 1922 г. Народный комиссар юстиции издал Положение о коллегиях защитников. Коллегии защитников по гражданским и уголовным делам создавались при губернских отделах юстиции. Руководство коллегией осуществлял президиум, избиравшийся на общем собрании адвокатов. Президиум был наделен такими полномочиями, как прием и исключение членов коллегии, осуществление дисциплинарной практики, организация юридических консультаций для обслуживания населения. Адвокат был обязан представлять подробные отчеты обо всей проделанной работе.

Народный комиссариат юстиции СССР 27 февраля 1932 г. утвердил новое Положение о коллективах членов коллегии защитников. В соответствии с ним высшими органами управления коллектива являлись: общее собрание членов коллектива, бюро коллектива, ревизионная комиссия. Юридические консультации создавались для оказания юридической помощи населению, при этом значительное внимание уделялось созданию консультаций в сельских местностях и рабочих районах. Решение об открытии новых консультаций принималось президиумом коллегии. Членам коллегии защитников было запрещено заниматься иной юридической деятельностью, за исключением работы в качестве юрисконсульта предприятий и учреждений по совместительству, а также научной, педагогической и литературной деятельности. Размер вознаграждения за оказанную юридическую помощь определялся таксой, которая вырабатывалась президиумом коллегии и утверждалась соответствующим судом. Неимущим лицам и гражданам с небольшим заработком юридическая помощь оказывалась бесплатно.

Совет народных комиссаров СССР 16 августа 1939 г. утвердил Положение об адвокатуре СССР. Общее руководство за деятельностью адвокатских коллегий возлагалось на Народный комиссариат юстиции СССР, народные комиссариаты юстиции союзных и автономных республик. Положение установило требования к поступавшим в коллегию: ими могли быть лица, имевшие юридическое образование или стаж работы не менее трех лет в качестве судьи, прокурора, следователя или юрисконсульта. Лица, не состоявшие членами коллегий адвокатов, допускались к адвокатской деятельности с разрешения народного комиссара юстиции союзной республики. Президиум, руководивший деятельностью коллегии, избирался, как и ревизионная комиссия, на двухлетний срок. Не менее двух раз в год собиралось общее собрание коллегии адвокатов. Руководители юридических консультаций назначались президиумом коллегии.

Адвокатура времен СССР.

В 1962 г. Верховный Совет РСФСР принял Положение об адвокатуре РСФСР, в котором была по-новому определена подконтрольность коллегии адвокатуры, а также значительно расширены права адвокатов. В частности, ст. 26 предоставила адвокату право запрашивать справки, характеристики и иные документы из государственных органов или общественных объединений. Руководство и контроль за деятельностью коллегий адвокатов возлагались на органы исполнительной власти. Общее руководство адвокатурой в РСФСР осуществлялось Министерством юстиции РСФСР.

Верховный Совет СССР 30 ноября 1979 г. принял Закон «Об адвокатуре в СССР», а 20 ноября 1980 г. Верховный Совет РСФСР утвердил Положение об адвокатуре РСФСР.

Закон об адвокатуре устанавливал, что коллегия адвокатов образуется по заявлению группы учредителей, состоявших из лиц, имеющих высшее юридическое образование, или по инициативе исполнительного и распорядительного органа Совета народных депутатов. Данное предложение об образовании коллегии направлялось в Министерство юстиции союзной республики, которое представляло его для утверждения и регистрации в Совет Министров союзной республики. Адвокатами могли стать граждане, имеющие высшее юридическое образование. Лица, не имевшие стажа работы по юридической специальности или имевшие стаж менее двух лет, могли быть приняты в коллегию после стажировки от шести месяцев до одного года, а лица, имевшие стаж работы по юридической специальности не менее двух лет, могли быть приняты в члены коллегии после прохождения испытательного срока продолжительностью до трех месяцев.

Адвокатура времен СССР. Статья из цикла развитие адвокатуры в России. Начало Адвокатура Российской империи, окончание Адвокатура в наши дни.

Наш адрес

г. Москва ул. Костякова дом 6/5