Уголовная ответственность адвоката
Уголовная ответственность адвоката возможна при совершении им большинства преступлений, предусмотренных Особенной частью УК РФ. Исключение составляют деяния, которые предусматривают наличие специального субъекта (например, преступления против военной службы — раздел XI УК РФ).
Наибольшую актуальность для адвокатов имеют вопросы, связанные с возможностью привлечения их к уголовной ответственности за совершение ряда преступлений против правосудия (гл. 31 УК РФ). К ним относятся: воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования (ст. 294); угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования (ст. 296); неуважение к суду (ст. 297); клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава (ст. 298.1); фальсификация доказательств (ст. 303); провокация взятки либо коммерческого подкупа (ст. 304); подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению отдачи показаний либо к неправильному переводу (ст. 309); разглашение данных предварительного расследования (ст. 310); разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса (ст. 311).
Родовым объектом данных преступлений, равно как и иных содержащихся в главе 31 УК РФ, являются общественные отношения, возникающие в связи с необходимостью обеспечения нормального функционирования судов, иных органов и должностных лиц, наделенных полномочиями в уголовном или гражданском судопроизводстве.
С объективной стороны данные преступления характеризуются деяниями, состоящими в активном противодействии осуществлению правосудия. Поэтому преступления против правосудия адвокатами могут совершаться только путем действий (а не посредством бездействия).
Субъективная сторона данных преступлений характеризуется прямым умыслом.
Исключение составляют деяния, предусмотренные ч. 3 ст. 303 УК РФ (фальсификация доказательств по уголовному делу о тяжком или об особо тяжком преступлении, а равно фальсификация доказательств, повлекшая тяжкие последствия) и ч. 2 ст. 311 УК РФ (разглашение сведений, применяемых в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, судебного пристава, судебного исполнителя, потерпевшего, свидетеля, других участников уголовного процесса, а равно в отношении их близких, повлекшее тяжкие последствия). В этих случаях прямым умыслом должно охватываться само деяние, а по отношению к тяжким последствиям субъективная сторона может выражаться в форме как прямого, так и косвенного умысла либо неосторожности (в виде легкомыслия или небрежности).
Субъектом вышеперечисленных преступлений является как должностное, так и иное физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Адвокаты в данном случае выступают в качестве «иных физических лиц», поскольку должностными полномочиями в сфере правосудия они не наделены.
Кроме того, следует иметь в виду, что из смысла ст. 9 Закона вытекает, что адвокатом может быть лицо, достигшее как минимум возраста совершеннолетия. Поэтому 16-летний возрастной порог, с которого наступает уголовная ответственность, адвокаты преодолевают в любом случае.
Адвокат в жалобах должен избегать грубых высказываний в адрес должностных лиц уголовного судопроизводства. Это может повлечь за собой не только моральное осуждение адвоката, но и его привлечение к уголовной ответственности.
Так, резкие оценки в адрес судьи, которые адвокат высказал в апелляционной жалобе на приговор, признаны клеветой. Наказание в виде условного лишения свободы было погашено амнистией, но в рамках гражданского иска в пользу судьи взыскано 10 тыс. рублей.
Ленинградский областной суд вынес обвинительный приговор некоему гражданину, совершившему с особой жестокостью убийство работницы птицефабрики, и назначил ему наказание в виде 15 лет лишения свободы. Обжалуя этот приговор, адвокат осужденного П. подал в Верховный Суд РФ апелляционную жалобу. В отправленном в Верховный Суд РФ документе наряду с обоснованием необходимости отмены приговора содержались обвинения в адрес судьи, вынесшего приговор. Речь шла о должностном подлоге. Адвокат имел в виду якобы имевшую место фальсификацию протокола судебного заседания, где, по его мнению, были искажены показания одного из свидетелей.
Текст этой жалобы, содержавшей фразу «фальсифицировать доказательства таким образом не только низко, но и глупо», стал известен судье, и он обратился за помощью в прокуратуру. В отношении адвоката П. было возбуждено уголовное дело о клевете.
Суд признал адвоката виновным в распространении клеветнических сведений и приговорил его к наказанию в виде лишения свободы сроком на один год условно. Кроме того, суд взыскал с него в пользу потерпевшего 10 тыс. рублей (сведения Агентства судебной информации).
Уголовная ответственность адвоката
Адвокат в ходе своей деятельности может совершить преступления, предусмотренные ст. ст. 291, 291.1 УК РФ, — дача взятки, посредничество во взяточничестве. Эти деяния относятся к преступлениям против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (гл. 30 Кодекса).
Объектом данных преступлений являются общественные отношения, которые охраняют деятельность конкретного органа государственной власти, интересы определенного вида государственной службы или службы в органах местного самоуправления.
Объективная сторона преступлений характеризуется только действием. Взятка может иметь место лишь в тех случаях, когда деньги или ценности были даны должностному лицу. В остальных случаях деяние должно быть квалифицировано как преступление, предусмотренное ст. 184 УК РФ (подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов) или ст. 204 УК РФ (коммерческий подкуп).
Лицо может совершить данные преступления лично или через посредника. Как правило, если в даче взятки участвует адвокат, именно он выступает в качестве посредника, поскольку взятка оплачивается из средств доверителя, а не из собственных средств адвоката.
Субъектом данных преступлений может быть должностное или иное физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Адвокат в данном случае выступает в качестве физического лица, поскольку властными полномочиями не наделен.
Субъективная сторона дачи взятки и посредничества во взяточничестве характеризуется прямым умыслом.
Наряду с возможностью привлечения адвоката к уголовной ответственности за совершение преступлений законодатель предусмотрел существенные гарантии, обеспечивающие невозможность незаконного воздействия на данное лицо под угрозой уголовного наказания. В соответствии со ст. 448 УПК РФ решение о возбуждении уголовного дела в отношении адвоката либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту РФ.
Наш адрес
Москва, Новогиреевская улица, 14, корп. 3